Рассылками я занимаюсь уже давно, еще когда у меня был только досовский Dmail и доступ только по UUCP. Короче уж года два... За это время у меня накопилось три базы адресов (добровольных) общей емкостью более 7.000 записей. На мой взгляд, электронные рассылки - самый мощный способ продвижения своего узла. Однако, этот способ требует наибольшей аккуратности использования.
Этика, оптимальный объем и содержание сообщений
Интуитивно ясно, что ежели хочешь, чтобы с тобой продолжали общаться, будь приятен в общении. Уже давно существует такое понятие как netiqutte. Не буду углубляться в описание этики сетевого общения, скажу лишь, что сетевое общение существенно отличается от обычного. Соответственно сетевой этикет отличается от обычного.
Перечислю несколько правил, которые я для себя выработал и которых всегда придерживаюсь.
Регулярные рассылки
Один из мощнейших рычагов оповещения массы народа. Есть такой термин "генерация повторного посещения", так вот регулярные рассылки весьма эффективны для обеспечения неоднократного захода подписчиков на узел. Регулярные рассылки можно делать только тем, кто добровольно согласился на это. Работать с каждым подписчиком надо очень аккуратно, за ним надо ухаживать, как за больным ребенком, молниеносно реагировать на каждое пожелание человека и НИКОГДА НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ его вниманием. Слать письма таким подписчикам следует точно по расписанию, только того содержания, которое было заявлено при подписке, очень осторожно и понемногу включать в такие письма рекламу.
Очень полезно слать именные письма, людям нравится, когда им приходят письма типа "Здравствуйте, Иван Иванович...". Я, например, это умею делать, если интересно, могу рассказать технику этого дела. Чего делать не стоит, так это регулярно рассылать письма списком, потому что любой из подписчиков сможет вытащить из письма длинный список адресов, по которым Вы послали письмо, и использовать его для собственной рассылки. По секрету скажу, что два года назад первые несколько сотен адресов были мной собраны именно таким способом.
Одноразовые рассылки
Неплохой метод для "генерации первого посещения". Делается примерно следующим способом: собирается некоторое количество адресов, разбитых по областям, например, адреса ВУЗов или туристических компаний. Затем очень аккуратно составляется короткое сообщение с аннотацией рекламируемого ресурса и рассылается по заготовленому списку адресов. Содержание письма должно отвечать интересам той группы людей, по которым вы рассылаете письма. Надежнее, если текст письма был на грамотном английском языке, поскольку неизвестно, как будет прочитана кириллица мэйлерами адресатов. Слать такие письма нужно с человеческого адреса, а не с nobody@domen.ru, поскольку письма с адреса роботов без размышления отправляются в корзину.
Несколько правил:
Телеконференции и maillist-ы
На мой взгляд, телеконференции - не слишком сильный способ раскрутки узлов. Не знаю, как кто сильно пользуется электронной почтой, а я получаю до двух сотен писем на свои почтовые ящики. Совсем другое дело - maillist-ы. Здесь, подписываясь, ты точно знаешь на какую тему будут письма. Кроме того, когда идет разговор в листе, ты можешь высказывать свое мнение, обильно ссылаясь на свой собственный узел. Разумеется, все, кому интересно, пойдут туда смотреть. Я бы добавил сюда еще всякие вещи типа Инфоартовского HelpDesk или WWWBoard-ы как на Перекрестке. Например, с каждого моего ответа на Перекрестовском WWWBoard-е пришло до 30 запросов. Неплохо, да?
Техника или как это все автоматизировать
Все довольно просто, на сервере устанавливается форма подписки, ведется либо база данных с адресами, либо плоский форматированный текстовый файл со списком подписчиков и делается скрипт для рассылки писем. Вот несколько моих практических наблюдений:
Форма подписки
Не делайте много полей в такой форме, людям будет лень их заполнять; лучше подписываются с корневой страницы узла, хотя отдельную страницу с такой же формой иметь необходимо; обязательно пропишите явно, что можно в любой момент сделать unsubscribe; предусмотрите выбор форматов сообщений (plain text или attachment); проверяйте корректность ввода адреса E-mail (небольшую дискуссию на эту тему можно почитать здесь)
База данных
Если вы ведете именную базу - проверяйте, что вводят пользователи; регулярно вычищайте неправильные или умершие адреса; если приходит unsubscribe - обрабатывайте запрос сразу же
Скрипт рассылки
Если Вы используете рассылку списком - все очень просто. У меня же рассылка именная, идет долго (4000 адресов - около полутора часов) и были проблемы с тайм-аутом по http-соединению. В итоге скрипт еще не закончился, а броузер говорит "Document content no data". Это решается постоянным выводом не менее 4К за период тайм-аута сервера (обычно 5 минут). И последнее ВСЕГДА ВЕДИТЕ ЛОГИ РАССЫЛКИ. Это поможет в случае ошибок скрипта - можно будет уверенно досылать письма, не боясь залупить повторное письмо в две тысячи адресов.
Практические результаты и наблюдения
Регулярные почтовые рассылки - мощнейший способ поддержки траффика на узле. Кроме того - великолепный сервис для пользователей. Вот несколько результатов, полученных на практике: